На главную страницу                                 Найти: на
Ракетный комплекс 15П696 для баллистической ракеты среднего радиуса действия 8К96

             Ракетный комплекс 15П696 разрабатывался по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 4 апреля 1961 года № 316-137.

            Создание этого комплекса было одним из шагов по практической реализации идеи об унифицированной системе ракетного вооружения на базе межконтинентальной ракеты 8К98 (РТ-2). Путём комбинации ступеней этой ракеты планировалось создать ракеты на промежуточные дальности (2 и 3 ступени ракеты образовали ракету 8К96, 1 и 3 ступени - ракету 8К97) различного назначения и базирования.

           Работы по ракетному комплексу 15П696 возглавлял главный конструктор ЦКБ-7 (КБ завода «Арсенал») П.А.Тюрин. Работы были вынужденно разбиты на два этапа. На первом этапе в 1962 году КБ-2 ЦКБ-34 был разработан эскизный проект комплекса, а также с участием КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж.Я.Котина разработаны рабочие чертежи пусковых установок. Кировским заводом было изготовлено 2 комплекта пусковых установок. Испытания должны были начаться в 3 квартале 1963 года. Однако из-за задержек в отработке топлива Постановлением правительства СССР от 16 июня 1963 года, срок испытаний был перенесен до получения первых положительных испытаний ракеты 8К98. После этого все работы по ракете 8К96 были приостановлены. Первая пусковая установка интересна сейчас только тем, что она участвовала в военном параде на Красной площади в Москве в 1966 году.

            На втором этапе в августе 1965 года заказчик выдал дополнения к ТТТ, в соответствии с которыми потребовались доработки эскизного проекта комплекса, выполненного в 1962 году. По дополнениям к ТТТ, старт ракеты должен был осуществляться непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Срок начала лётных испытаний оставался прежний — 2 квартал 1966 года. Изменения ТТТ потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса. Объём работ был столь велик, что явно не выполним в установленные сроки начала испытаний. Поэтому по согласованию с заказчиком испытания были начаты с сокращённым составом оборудования, по мере готовности оборудования состав комплекса был пополнен до полного состава.

           Испытания комплекса начались в 1967 году. После окончания Государственных испытаний в 1970 году комплекс был принят в МО в опытную эксплуатацию и эксплуатировался на территории Белоруссии.

         Производство ракет РТ-15 было налажено на Ленинградском Машиностроительном заводе № 7 имени М.В.Фрунзе. Серийное производство ракет прекращено в январе 1969 года.

     На западе комплекс получил обозначение SS-X-14 «Scamp/Scapegoat».

         Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696 должен был обеспечивать автономное боевое дежурство, автоматизированную предстартовую подготовку и залповый пуск шести ракет в любое время года и суток, без специальной подготовки боевой позиции. В комплексе был заложен принцип кратковременного боевого дежурства на одной из боевых позиций с последующим перебазированием на новую боевую позицию, полной автономией и автоматизацией процессов электроснабжения, прицеливания и пуска из постоянной или полной боевой готовностей.

СОСТАВ

            В состав подвижного боевого ракетного комплекса 15П696 входили:

   ·   шесть самоходных пусковых установок 15У59 с ракетами 8К96 в транспортно-пусковых контейнерах 15Я25;

   ·   машина боевого управления 15Н809;

   ·   две машины связи «А» и «Б»;

   ·   передвижные дизель-электростанции 15Н964.

            Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:

   ·   перегрузочный агрегат 15Т81;

   ·   агрегат загрузки контейнера 15Т79;

   ·   транспортный агрегат 15Т84;

   ·   изотермическая стыковочная машина 15Т21П;

   ·   машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.

           Двухступенчатая твёрдотопливная баллистическая ракета средней дальности 8К96 была оснащена моноблочной отделяемой в полёте ядерной головной частью (ГЧ) мощностью 600кт. Двигатели ступеней были выполнены в разных диаметрах, сопловые блоки имели по четыре разрезных управляющих сопла, состоящих из неподвижной и подвижной частей. Для стыковки ступней применен соединительный отсек ферменной конструкции, аналогичный ракете 8К98. Такая конструкция позволяла свободно выходить газам от работающего двигателя второй ступени при разделении ступеней. Двигатели первой и второй ступеней имели моноблочные заряды на смесевом твёрдом топливе ПАЛ-17/7,скреплённые с корпусом двигателя и изготовленные методом литья под давлением непосредственно в корпус двигателя. Заряды двигателей на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением порошкообразного алюминия были разработаны Алтайским НИИ химической технологии. Сопловой блок ДУ-1, рулевые приводы и часть приборов системы управления размещались в хвостовом отсеке первой ступени, имевшей форму усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре решетчатых стабилизатора.

           Управление дальностью полёта ракеты осуществлялось устройством отсечки тяги двигателя второй ступени: вскрывались с помощью пирозарядов узлы отсечки на верхнем днище двигателя, которые создавали необходимую противотягу. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя ступени проводилось в два этапа: сначала вскрывались два узла отсечки из четырёх, после чего двигатель переходил на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, - два оставшихся узла отсечки обнуляли тягу окончательно. После этого происходило отделение головной части со спецзарядом, и она продолжала самостоятельный полёт к цели по баллистической траектории.

            На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены счётно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном отсеке.

            Самоходная пусковая установка 15У59 была выполнена на базе тяжёлого танка Т-10. ПУ обладала достаточно высокой проходимостью, однако могла эксплуатироваться только вне дорог с твёрдым покрытием. Недостатками комплекса являлись также небольшой ресурс хода - около 3000-5000 км и сложность эксплуатации (затруднён доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требовала демонтажа смежных систем и т. д.). Транспортно-пусковые стеклопластиковые контейнеры, обеспечивающие транспортировку, хранение в период всего срока эксплуатации, термостатирование и пуск ракеты, проектировались в ЦКБ-34 с привлечением СКТБ (г. Хотьково Московской области) в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций.

         Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции было разработано конструкторским бюро «Мотор», (главный конструктор В.А.Рождов). Для транспортировки контейнера КБ Калининского вагоностроительного завода (главный конструктор Л.Д.Новиков) был создан изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89.

    Все погрузочно-разгрузочные работы проводились безкрановым способом, что положительно сказывалось на удобстве и безопасности эксплуатации.

Тактико-техническая характеристика

Максимальная дальность стрельбы км 2500
Круговое вероятное отклонение м 900
Стартовая масса т 16
Масса головной части т 500
Максимальный диаметр корпуса т 1,49
Длина м 11,93
Длина первой ступени м 4,74
Длина второй ступени м 6,77
Длина ТПК м 12,7
Диаметр ТПК м 2,1

Источник информации: 
информационная система «Ракетная техника»                                                                                 На главную страницу
Hosted by uCoz