На главную страницу                                 Найти: на
Боевой железнодорожный ракетный комплекс

 Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

 Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик - КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащён высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжёлого транспортного самолета АН-124-100.

По договору СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации до 2003 года.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 2 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).

 СОСТАВ

 В ракетный полк БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

                ·   три ЖДПУ МБР РТ-23УТТХ;

                ·   командный пункт (разработан ЦКБТМ, главный конструктор - Аксютин Б.Р.);

                ·   вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения;

                ·   вагоны для размещения личного состава.

Всего в состав входит кроме трёх ЖДПУ шесть вагонов обеспечения. В голове поезда стоит три локомотива М62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве она состоит из трёх офицеров, в остальных - по два солдата срочной службы. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагона имеют по восемь колесных пар. Именно в них находятся ракеты. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

             

Всего в составе БЖРК 12 ракет РТ-23УТТХ.

Ракета РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала. Первая ступень оснащена твёрдотопливным двигателем с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе. Вторая и третья ступени также имеют твёрдотопливные двигательные установки, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков - «толкающей» схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - четырёхкамерный ЖРД. Разделение ступеней производится детонирующими удлинёнными зарядами и пороховым аккумулятором давления (ПАД).

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и её размещения в вагоне.

Система управления - инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина. Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырёхтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащён системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъём ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД'а. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 10 лет.

Испытания и эксплуатация

Лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

Тактико-техническая характеристика

Дальность стрельбы км 10100
Головная часть мощность заряда Мт 10 х (0,3-0,55)
Вес головной части кг 4050
Длина ракеты полная м 23,3
Длина ракеты без головной части м 19
Длина ракеты в ТПК м 22,6
Максимальный диаметр корпуса ракеты м 2,4
Стартовый вес т 104,50
Первая ступень: длина м 9,7
Первая ступень: диаметр м 2,4
Первая ступень: вес т
53,7
Вторая ступень: длина м 4,8
Вторая ступень: диаметр м 2,4
Третья ступень: длина м 3,6
Третья ступень: диаметр м 2,4
Пусковая установка: длина м 23,6
Пусковая установка: ширина м 3,2
Пусковая установка: высота м 5

Источник информации: сайт www.worldweapon.by.ru                                                                                                               На главную страницу
Hosted by uCoz