Работы
по
созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)
с
межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине
1970-х
годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23,
оснащаемой
моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был
принят в
опытную эксплуатацию.
Постановлением
ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка
ракетного
комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах
базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и
шахтный. Головной разработчик - КБ «Южное» (генеральный конструктор
В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты
РТ-23УТТХ и
БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками
(ЖДПУ). В
частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с
электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащён высокоточной
навигационной
системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода
контактной
сети (ЗОКС).
Комплекс
принят на вооружение 28 ноября 1989 года.
В 1991
году
НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска
космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после
сброса
ракеты на специальной парашютной системе с тяжёлого транспортного
самолета
АН-124-100.
По
договору
СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации до 2003 года.
На западе
ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 2
(РL-4).
Наименование
по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом
контейнере
(Класс А).
СОСТАВ
В
ракетный
полк БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса
конфигурации:
· три
ЖДПУ МБР РТ-23УТТХ;
· командный
пункт (разработан
ЦКБТМ, главный конструктор - Аксютин Б.Р.);
· вагоны
с автономными системами
энергоснабжения и жизнеобеспечения;
· вагоны
для размещения личного
состава.
Всего в
состав
входит кроме трёх ЖДПУ шесть вагонов обеспечения. В голове поезда стоит
три
локомотива М62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная
локомотивная
бригада. В первом локомотиве она состоит из трёх офицеров, в остальных
- по два
солдата срочной службы. При подготовке офицерских локомотивных бригад
БЖРК, для
детального ознакомления с маршрутом, они периодически
откомандировываются на
гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.
БЖРК
выглядит
как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из
этих «рефрижераторных» вагона имеют по восемь колесных пар. Именно в них
находятся ракеты. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по
четыре
колесные пары.
Всего в
составе
БЖРК 12 ракет РТ-23УТТХ.
Ракета
РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков.
Первая,
вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из
композиционного материала. Первая ступень оснащена твёрдотопливным
двигателем с
центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на
смесевом
топливе. Вторая и третья ступени также имеют твёрдотопливные
двигательные
установки, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Управление
первой
ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть
сопла
двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично
аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.
Головная
часть
- разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми
блоками и
комплексом средств преодоления ПРО.
Ступень
разведения боевых блоков - «толкающей» схемы, размещение боевых
блоков в один ярус, двигатель ступени - четырёхкамерный ЖРД. Разделение
ступеней производится детонирующими удлинёнными зарядами и пороховым
аккумулятором давления (ПАД).
Ракета
имеет
оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение
применено для
уменьшения габаритной длины ракеты и её размещения в вагоне.
Система
управления - инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной
(БЦВМ)
разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.
Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и
электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую
гиростабилизированную
платформу.
Пусковая
установка разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под
руководством
главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырёхтележечного
восьмиосного
вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК)
оснащён
системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъём ТПК в
вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью
ПАД'а.
Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с
гидравлическим
приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение
массы ракеты
на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в
допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены
специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса
на соседние вагоны.
Пуск ракет
может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав
останавливается,
специальным устройством отводится в
сторону
контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное
положение.
После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета
заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого
запускается
маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого
двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.
Каждая из
трёх
пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в
составе
поезда, так и автономно.
Гарантийный
срок хранения ракеты 10 лет.
Испытания
и
эксплуатация
Лётные
испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985
года по 22
декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32
пуска.
Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и
транспортные
испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400
тысяч
километров.
Первый
ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября
1987
года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было
развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999
году
развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под
Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском крае), в каждой из
которых
по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырёх
километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на
боевое
дежурство составы рассредотачиваются.
При
движении
по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять
дислокацию
стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по
договоренности с
США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную
сеть
страны.
Тактико-техническая
характеристика
Дальность стрельбы |
км |
10100 |
Головная часть мощность заряда |
Мт |
10 х (0,3-0,55) |
Вес головной части |
кг |
4050 |
Длина ракеты полная |
м |
23,3 |
Длина ракеты
без головной части |
м |
19 |
Длина ракеты в
ТПК |
м |
22,6 |
Максимальный
диаметр корпуса ракеты |
м |
2,4 |
Стартовый вес |
т |
104,50 |
Первая ступень:
длина |
м |
9,7 |
Первая ступень:
диаметр |
м |
2,4 |
Первая ступень:
вес |
т
|
53,7 |
Вторая ступень:
длина |
м |
4,8 |
Вторая ступень: диаметр |
м |
2,4 |
Третья ступень: длина |
м |
3,6 |
Третья ступень: диаметр |
м |
2,4 |
Пусковая установка: длина |
м |
23,6 |
Пусковая установка: ширина |
м |
3,2 |
Пусковая установка: высота |
м |
5 |