Проектирование
комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на
твёрдом смесевом топливе
началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под
руководством
академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45)
создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной
баллистической ракеты комплекса «Темп-2С». Заново
были спроектированы: узел
отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный
отсек и
разделяющаяся ГЧ ракеты.
После
практической отработки различных технических решений по новой ракете и
наземным
агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне
Капустин Яр
начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы
завершить
доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта
1976 года
Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса
«Пионер» с ракетой
15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН.
Часть
устаревших ракет средней дальности, прежде всего Р-14, сняли с
вооружения, а их
место заняли «Пионеры». Появление последних вызвало
большой переполох в странах
НАТО, и очень быстро новая советская ракета приобрела известность как
SS-20 -
«Гроза Европы».
10 августа
1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая
более
высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне
Капустин Яр до
14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс,
получивший
обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные
тактико-технические характеристики), был
принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую
ступени,
что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и
агрегатно-приборного блока. За счёт доработки командных приборов и
алгоритмов
работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка
новых
двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-приборный блок дала
возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое
значение при планировании объектов поражения.
Оба
комплекса
эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с
условиями
Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом
пуска.
Особый интерес вызывали ракеты «Пионер»,
находившиеся в эксплуатации свыше 10
лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона
Капустин
Яр была применена другая технология ликвидации - взрывом ракет без
извлечения
их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после
прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение
по
основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в
народном
хозяйстве.
Последняя
ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых
установок и
ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
В
состав ракетного комплекса
«Пионер» входят следующие боевые средства:
· ракета
«15Ж45»;
· пусковая
установка (ПУ);
· транспортно-погрузочное
средство
(ТПС).
Ракета
15Ж45
имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной
частью,
которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
Двигательная
установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из
стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твёрдотопливным
зарядом,
выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных
переднего днища
и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени
размещались
тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия
создавали
четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние
выполнены в
виде решёток).
Двигательная
установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для
получения
управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление
по углам
тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в
закритическую
часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство.
Оба
двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и
время
работы около 63 секунд. Двигатель выключается путём вскрытия десяти
дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры
сгорания, при
этом давление резко падает и горение твёрдого топлива прекращается.
Система
управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А.
Пилюгина, с
бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения
боевого
дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность
попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов
без
разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой
подготовки и
проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных
проверок. Все
основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую
надежность
функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета
несла
разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками
мощностью по 150
кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень
разведения
включала систему управления и твёрдотопливную двигательную установку.
Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для
снижения
аэродинамических нагрузок в полёте, боевые блоки были установлены под
углом к
продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не
имела.
В процессе
эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой
контейнер,
размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе
автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547. Кроме ракеты на шасси
располагались
необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим
состоянием
ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (более 80 т) и
габариты
(длина - 19,3 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость, передвигалась
по
дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы
до 15
град. и имела радиус поворота 21 м, что позволяло широко использовать
существующую сеть дорог. Пуск ракеты мог быть произведён либо из
специального укрытия
гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных
полевых
позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и
горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового
аккумулятора
давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной
высоты,
включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой
подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения
специальной
команды с пункта управления.
Имелось
3 варианта ракеты РСД-10:
· Mod
1 - с моноблочной головной
частью и дальностью стрельбы 5000 км;
· Mod 2 - отличался только боевым
оснащением - имел 3 разделяющиеся головные части индивидуального
наведения
(это основной вариант, получивший наибольшее распространение);
· Mod 3 - испытанный в мае 1985
года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную
головную
часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы - не
вышел
из стадии испытаний.
Лётные
испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин
Яр. В
1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР,
началось его
развертывание. Первый ракетный полк с комплексом
«Пионер» заступил на боевое
дежурство 30 августа 1976 года (район г.Петриков Гомельской обл.
командир
А.Г.Доронин). Массовое развёртывание комплекса
«Пионер» началось в 1978 году в
позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с
ракетами Р-16.
В каждый ракетный полк входило 6-9 самоходных ПУ, обеспеченных
индивидуальными
бетонными защитными сооружениями.
Согласно
американским данным наибольшее число развёрнутых пусковых установок
составляло
441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в
Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с
договором
между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по
состоянию
на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245
БР
находились на складах.
Источник информации: информационный портал «Грот»
На главную страницу